Новое в законах о заключенных

Содержание
  1. Реформа ФСИН в 2021 году: какие ждать изменения
  2. Соблюдены ли нормы содержания заключенных
  3. Планируется ли изменить жесткие условия пребывания в тюрьме
  4. цель – выработать у людей желание исправиться
  5. Точка зрения населения по поводу реформы
  6. Когда наступит срок окончания реформы?
  7. Есть ли надежда на повышение зарплаты сотрудникам
  8. Увеличение оплаты труда службы исполнения наказаний
  9. Закон о зачете срока в СИЗО: как он будет работать | ОВД-Инфо
  10. К чему новый закон приведет?
  11. Кто будет производить перерасчет сроков?
  12. Как будет происходить зачет проведенного под стражей времени?
  13. Кому не пересчитают сроки?
  14. Кто из-за нового закона будет сидеть дольше?
  15. Кто из политзаключенных освободится раньше?
  16. «Преступная общественность очень рада» Закон «день в СИЗО за полтора в колонии» — это хорошо или плохо? Отвечают правозащитники, юристы и бывшие заключенные
  17. Валерий Борщев
  18. Генри Резник
  19. Алексей Бушмаков
  20. Ольга Романова
  21. Алексей Федяров
  22. День за полтора. Госдума внезапно одобрила новые правила зачета срока, проведенного в СИЗО
  23. Новые правила расчета срока наказания
  24. Но есть исключения
  25. Законопроект долго лежал на полке, но был срочно одобрен
  26. 1 апреля Президент подписал закон об отбывании осужденными наказания по месту жительства
  27. Page 3

Реформа ФСИН в 2021 году: какие ждать изменения

Новое в законах о заключенных

На правительственном уровне более 10 лет назад думали об изменениях в механизме исполнения наказаний, куда входит и то, в каких условиях содержатся осужденные, какие условия работы созданы сотрудникам.

Предрекали, что реформа ФСИН в 2021 году успешно завершится, несмотря на то, что преобразования потребуют больших финансовых влияний в отрасль судопроизводства.

Какие шаги были предприняты в этом направлении, есть ли положительные сдвиги.

По законодательству, следить за режимом труда и за тем, в каких условиях находятся заключенные, есть ли соответствующий медицинский уход, должно самостоятельное ведомство – на Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН). Сотрудники следят за комфортностью проживания российских граждан в специальных учреждениях, обвиняемых в совершении неправомочных действий, направленных как против простых обывателей, так и против государства.

pixabay.com

Соблюдены ли нормы содержания заключенных

На прошедшем в феврале 2021 года заседании Совета по правам человека постановили: создать подобающие условия содержания для подозреваемых и обвиняемых.

Помещения, где они находятся, должны соответствовать санитарным нормам по площади.

Было отмечено правозащитниками и администрацией исправительных учреждений, что в тюремных камерах недостаточно свободного пространства – помещения переполнены.

По нормам, на одного человека должно приходиться 4 кв. м. К тому же в отопительный сезон температура воздуха поддерживается на уровне +18, а освещение: от рассвета и до наступления темноты. Из-за переполняемости приходится содержать совместно впервые попавших в тюрьму и опасных рецидивистов.

Между «новичками» и неоднократно лишенных свободы гражданами затевается конфликтная ситуация, возникает опасение за жизнь и здоровье каждого, растет недовольство осужденных. Хорошо, если муниципалитет, на территории которого находится исправительное учреждение, или руководство колоний собственными силами стараются поддержать заключенных.

Но пока реформа, в которой планировалось реорганизация всей системы, улучшение содержания людей, преступивших закон, не претерпевает значительных изменений.

Планируется ли изменить жесткие условия пребывания в тюрьме

pixabay.com

Идей по снижению жестких условий «отсидки» немало. Известно, что провинившихся или не выполняющих предписания режима в тюрьмах отправляют в штрафной изолятор.

В ШИЗО могут очутиться те, кто отказывается выполнять предписания, правила внутреннего распорядка.

Рекомендовано следующее: не заставить человека что-то выполнить, а подготовить его к тому, чтобы он не хотел совершать нечто недозволенное.

Следуя официальному предписанию, чтобы не было повторного непослушания и в качестве меры поощрения, необходимо:

  • Не препятствовать заключенным заходить на онлайн-сайты, разрешенных администрацией исправительного учреждения. Осужденный сможет в течение часа, не покидая камеры, пользоваться Интернетом.
  • Для стимуляции хорошего поведения и оптимизации условий для связи с родными разрешить общение с близкими по Скайпу, WhatsApp и др. технологическим мессенджерам. К 2021 году процедура должна стать стандартной, т.к. не является финансово затратной.
  • Сделать доступной связь по мобильному телефону, но под контролем.
  • Перевод нынешних исправительно-трудовых учреждений и тюрем на стандарт по европейским меркам. В камере должны находиться до 6 человек, передвижение по зоне свободное, запирание дверей осуществлять только в ночное время.

Таковы намерения по исправлению поведения граждан, чтобы у них не было желания оказываться за решеткой.

цель – выработать у людей желание исправиться

В 2021 года поступило предложение по организации особого учета дней по заключению граждан, находящихся в принудительной изоляции. Вместо одного месяца учитывать 40 дней.

Такая тарификация коснется тех, кто выказывает стремление встать на путь исправления и быть законопослушным.

Следует поощрять стремление учиться, участие в организационных общественных мероприятиях, устроенных тюремной администрацией, за проявленные успехи на производстве и т.п.

Если осужденный борется с вредными привычками, теряет тягу к курению, пристрастию к алкоголю, наркозависимости, он тоже включается в список поощряемых. По нововведению планировалось уменьшить срок тяжелобольным и инвалидам. За примерное поведение можно смягчить вид наказания – из спецучреждения отправить в колонию-поселения.

Точка зрения населения по поводу реформы

Реформа ФСИН требует изменений. Это понимают даже те, кто не имеет родственников или знакомых среди заключенных. Из разговоров среди населения и через СМИ просачиваются сведения о недостойном содержании провинившихся в некоторых тюрьмах и колониях.

Да, должны быть созданы нормальные условия для граждан, преступивших закон.

Но через интернет-сообщества высказывается мнение, что европеизированные камеры позволят бомжующим лицам постоянно преступать черту дозволенного.

Это обусловлено тем, что они здесь будут получать приличное питание с овощами и фруктами, Интернет, слишком просторные камеры, сменное белье… Такое не могут себе позволить на «свободе» асоциальные личности.

Человек недостойного поведения будет рад вернуться в тюрьму, особенно если совершил небольшой проступок – что-то укравший, совершивший угон транспорта. Кормежка, свет, вода, тепло идет за счет законопослушных налогоплательщиков.

Осужденные за «легкие» преступления живут в тюрьме, питаются, ночуют, живут на всем готовом, притом не прилагая ни малейших усилий к обустройству своего быта.

Так и существуют, «с радостью» возвращаясь в «места не столь отдаленные», проводят там время, не заработав ни копейки на воле, о социальную пенсию получат наравне со всеми.

Другое дело, если заключенные под стражу будут находиться на самообеспечении.

Тогда нужно построить производственные базы, и пусть наказанные отрабатывают посильным трудом свое содержание, оплачивают из своего кармана и пропитание, и отопление, и электроэнергию, другие коммунальные издержки. В Сети бытует мнение, чтобы оступившийся человек в дальнейшем, уже на «воле», отрабатывал свое пребывание в колонии.

Когда наступит срок окончания реформы?

pixabay.com

На правительственном уровне было решено, что реформированную структуру исполнения наказаний следует завершить в 2021. Необходимо успеть к этому году закончить все нововведения:

  • перепрофилировать уже созданные колонии;
  • возводить корпуса новых тюрем;
  • учреждения для малолетних оступившихся переделать в воспитательные организации.

Получилось только часть колоний переделать в тюрьмы, но до европейского уровня они совсем не дотягивают. Что мешает претворить в жизнь задуманное? Все упирается в финансы. По подсчетам специалистов, для преобразования учреждений закрытого типа потребуется выложить 1,8 трлн российских рублей. В бюджете таких средств нет.

Осуществление реформы «заморозили» на неопределенное время, а потом решили создать новый проект по усовершенствованию системы исполнения наказаний. С 2011 должна была реализовываться полноценная реформа.

Да и большой объем неучтенных рабочих моментов в процессе модернизации тормозит преобразование колоний и тюрем.

Также нельзя игнорировать интересы задействованных в этой сферы служащих, которые касаются оплаты и безопасности труда.

Ни работникам, ни осужденным сведения о продолжении реформы неизвестны. Переломить ситуацию в одночасье не удалось.

Есть ли надежда на повышение зарплаты сотрудникам

В июле этого года руководители системы исполнения наказаний обратились к Минфину с вопросом о поднятии окладов сотрудникам низшего и среднего звена.

Зарплата каждого из них складывается из различных составляющих: оклад от занимаемой должности, звания, повышающий коэффициент. Уполномоченные служащие работают в СИЗО, колониях и др. местах лишения свободы.

К сотрудникам, трудящимся в сфере исполнения наказания, относятся и граждане:

  • работающие педагогами, психологами в тюрьмах;
  • врачи, медицинские специалисты, трудящиеся в профилакториях, больницах, лечебных пунктах.

Все они непосредственно контактируют с асоциальными личностями, и вправе претендовать на достойную оплату нелегкого труда, т.е. на повышение денежного довольствия. На сегодняшний момент работники за свою, порой, небезопасную деятельность имеют заработную плату до 30% ниже, чем те, кто служит в правоохранительных органах.

Их скромная оплата труда по усредненному значению ставки составляет до 23 тысяч национальной валюты РФ. Это намного меньше, чем получают сотрудники, состоящие на аналогичных должностях в МВД. Некоторые предпочитают перевестись на работу в полицию.

Как следствие, отдел исполнения наказаний не досчитывает опытных кадров, вакантные места постоянно открыты.

Стоит ли кадровикам ФСИНа надеяться на повышение зарплаты в 2021 году в нашей стране? Так как они относятся к бюджетникам, поэтому казначейство Министра должно выполнять обязательства по их обеспечению.

Увеличение оплаты труда службы исполнения наказаний

pixabay.com

Поднятие жалований, как и у других бюджетников, будет соответствовать армейским выплатам.

За счет чего планируется осуществить задуманное? Если урежут довольствие высокопоставленным бюджетникам, тогда и прибыль у простых членов охранных подразделений возрастет.

По утвержденному бюджету для удовлетворения нужд сотрудников уголовно-исполнительной сферы из госказны к 2021 году выделят чуть более 10 миллиардов рублей.

Обещано, что в октябре 2021 года очередная прибавка будет в размере 4,3%, в 2021-м процент составит 3,8, а в следующей повысится до четырех. Таким образом, госслужащие смогут получать около 24 тыс. рублей.

Кроме этих индексаций сотрудники ФСИНа и пенсионеры не получили никакого повышения. Это позволило лишь компенсировать уровень инфляции, но не улучшило материальное благосостояние работников, т.е.

фактического повышения зарплаты не произошло.

Кроме накладной доли к прибавкам можно отнести:

  • Доплату за съем наемного жилья.
  • Ежегодную материальную помощь.
  • Социальную выплату на застройку жилой площади.
  • Получение вещевого имущества. Но это, скорее, идет не на благо служащих, а для того, чтобы представители ведомства имели единую форму. Выдача двух комплектов производится на регулярной основе в зависимости от сезона: летняя форма выдается с 1 по 30 апреля, зимняя – с 1 октября по 1 ноября.
  • Льготная пенсия.
  • Компенсируется проезд во время отпуска.
  • Помощь при переезде на другое место службы.

Реформа ФСИН России в 2021 году в плане дохода служащих по полной программе реализована не будет. На сегодняшний момент власти проведут лишь небольшую индексацию.

Оригинал статьи: https://bankiclub.ru/novosti/reforma-fsin-v-2021-godu-kakie-zhdat-izmeneniya/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba35cc3cbc000ab140b83/reforma-fsin-v-2021-godu-kakie-jdat-izmeneniia-5da6cd6e92414d00aeffbd20

Закон о зачете срока в СИЗО: как он будет работать | ОВД-Инфо

Новое в законах о заключенных

Владимир Путин подписал закон, который приравнивает один день в СИЗО к полутора в колонии общего режима. От внесения законопроекта до принятия прошло 10 лет. По одной из версий, нововведениям сопротивлялся СКР.

День в СИЗО за полтора в колонии — только одно из нововведений в сфере расчета времени, которое люди проводят за решеткой до приговора.

Разбираем, как новый закон будет работать и кого из политзаключенных он может коснуться.

Условия содержания под стражей не должны быть строже наказания, которое может назначить суд — такова позиция Европейского суда по правам человека. Еще в 2008 году это было указано в пояснительной записке к законопроекту.

В СИЗО более жесткие условия, чем в колонии общего режима или колонии-поселении. В колонии человек много времени проводит на свежем воздухе, может работать, учиться. В СИЗО, не считая короткой прогулки в небольшом дворике, человек находится в замкнутом пространстве.

В соответствии с законодательством, предварительное следствие должно проходить в течение двух месяцев, но есть много возможностей его продлевать — до года и больше. Когда следствие закончено и прокуратура утвердила обвинение, дело передают в суд — он тоже может растянуться на месяцы. Все это время арестованного могут держать в СИЗО.

В пояснительной записке говорится также об «отсутствии в настоящее время возможности» привести условия в СИЗО в соответствие с международными стандартами. Это проблема актуальна и сейчас, так что «льготный» зачет проведенного в СИЗО времени — это и форма компенсации людям за содержание в ненадлежащих условиях.

К чему новый закон приведет?

Покажет только практика. Во ФСИН надеются, что он поможет разгрузить СИЗО, во многих из которых «перелимит» — то есть содержится заключенных больше нормы. Правозащитники надеются, что следователи будут меньше держать людей за решеткой до суда.

Но среди силовиков есть мнение, что, наоборот, многие будут пытаться как можно дольше оставаться в СИЗО: сидеть там придется меньше, чем в колонии общего режима или колонии-поселении. В любом случае, предполагается, что, благодаря новому закону, примерно ста тысячам заключенных уменьшат сроки.

Это главная причина его поддержки со стороны правозащитников.

Кто будет производить перерасчет сроков?

Суды. Направлять материалы в суды обязаны администрации исправительных учреждений. Это стандартная процедура при смягчении законодательства.

Закон обязывает ФСИН пересчитать сроки отбывающим наказание в колониях-поселениях в течение трех месяцев, а в колониях общего режима — в течение шести.

Если суд не уведомили об осужденном, которому должны пересчитать срок наказания, заключенный сам может обратиться в суд.

Как будет происходить зачет проведенного под стражей времени?

Закон предусматривает сложную, но четкую систему зачета времени. Речь идет о перезачете времени, проведенном не только в СИЗО, но и, например, в ИВС до помещения в следственный изолятор.

Один день под стражей будет равен:

  • 3 дням исправительных работ и ограничения по военной службе;
  • 2 дням в колонии-поселении, ограничения свободы, принудительных работ и ареста;
  • 1,5 дням в дисциплинарной воинской части, воспитательной колонии и колонии общего режима;
  • 1 дню в тюрьме, колонии особого или строгого режимов;
  • 8 часам обязательных работ.

В колониях строгого режима и тюрьмах сидят осужденные рецидив, за тяжкие и особо тяжкие преступления, предусматривающие максимальное наказание от десяти лет. В колониях особого режима — осужденные на пожизненное лишение свободы. Правда, за примерное поведение у заключенных даже по особо тяжким статьям есть возможность оказаться в колонии-поселении.

Кому не пересчитают сроки?

  • Осужденным за рецидив преступления;
  • Приговоренным к смертной казни — если исключительную меру заменили на пожизненное заключение или 25 лет лишения свободы. С 1996 года в России действует мораторий на смертную казнь.

Осужденным по статьям:

  • О терроризме, содействии терроризму, призывах к терроризму, прохождении обучения для совершения терактов, участии в террористическом сообществе или организации, акте международного терроризма;
  • О захвате заложника организованной группой, либо повлекшим смерть человека, а также об угоне воздушного судна, сопряженном с террористической деятельностью.
  • О незаконном производстве, сбыте или пересылке наркотиков, а также приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке наркотиков в крупном и особо крупном размерах.
  • О хищении или вымогательстве наркотиков
  • О госизмене и шпионаже, посягательстве на жизнь государственного и общественного деятеля, насильственном захвате власти, вооруженном мятеже, а также нападении на лиц и учреждения, пользующихся международной защитой.

Кто из-за нового закона будет сидеть дольше?

Положение некоторых осужденных новый закон ухудшил. Во-первых, он приравнял два дня под домашним арестом к дню нахождения под стражей и лишения свободы. Раньше день под стражей считался за день дома взаперти.

Во-вторых, «время течет» по формуле один к одному для осужденных, попавших в колониях в ШИЗО или помещение камерного типа. Практика показывает, что назначения дисциплинарных взысканий заключенным — которые и приводят в изоляторы — оспорить фактически невозможно.

Есть много примеров, когда заключенным через суд по инициативе тюремщиков ужесточают условия содержания: например, с поселения на общий режим или с общего на строгий. Такие меры применяли к антифашисту Алексею Сутуге, националисту Игорю Стенину и другим политзаключенным.

И это тоже фактически невозможно оспорить. Если раньше это вело к ухудшению условий отсидки, теперь будет вести к тому, что «неугодные» заключенные будут сидеть еще и дольше, чем могли бы.

Кто из политзаключенных освободится раньше?

«Благодаря» приведенным выше исключениям, пересчет срока заключения не коснется фигурантов многих резонансных дел: например, режиссера Олега Сенцова, правозащитника Оюба Титиева (когда и если он будет осужден), фигурантов дела «Сети» (когда и если они будут осуждены) и многих дел против сторонников «Хизб Ут-Тахрир».

Из людей, внесенных в базу политических преследований Politpressing.org, по подсчетам ОВД-Инфо, срок заключения могут сократить примерно полутора десяткам человек.

Среди тех, кто может выйти раньше, — журналист Александр Соколов, националист Дмитрий Демушкин, а также осужденные якобы за применение насилия к правоохранителям в Москве на несогласованной акции 26 марта 2021 года.

Источник: https://ovdinfo.org/articles/2021/07/07/zakon-o-zachete-sroka-v-sizo-kak-budet-rabotat

«Преступная общественность очень рада» Закон «день в СИЗО за полтора в колонии» — это хорошо или плохо? Отвечают правозащитники, юристы и бывшие заключенные

Новое в законах о заключенных

13 июля вступил в силу закон, согласно которому день заключения в СИЗО теперь засчитывается как полтора дня заключения в колонии общего режима и как два дня в колонии-поселении. При этом один день под домашним арестом теперь равен половине дня под стражей.

Новые правила распространяются и на тех, кто уже отбывает наказание; сколько человек в результате этого выйдет на свободу, пока неизвестно. «Медуза» выяснила, что думают об изменениях в законе люди, которые работают с осужденными, — и те, кто сам сидел в тюрьме.

Валерий Борщев

правозащитник, член Московской Хельсинской группы

Мы говорили с [соавтором закона, председателем комитета Госдумы по госстроительству Павлом] Крашенинниковым об этом законе еще в конце 1990-х. Следователи держат подозреваемых в СИЗО по три года, по шесть лет — и это считается нормальным.

Все это время они добиваются своей цели: сломать подозреваемого, чтобы он дал нужные показания. Сроки пребывания в СИЗО вообще-то законом, но на практике они могут быть безграничными — сколько хотят, столько и держат.

Потом получают нужные показания и закрывают отбывать наказание.

Когда мы поняли, что ограничивать время пребывания в СИЗО не получается, мы решили разработать новый закон — как раз тот, что приняли сейчас. Человек, попадающий в СИЗО, оказывается в условиях, которые в разы тяжелее, чем в колонии; заболеваемость и смертность там выше. Долго правительство сопротивлялось, но наконец, благодаря стойкости Крашенинникова, все удалось.

Этот закон ограничит безбрежную власть следователя над подозреваемым. К тому же эта мера разгрузит наши СИЗО. Следователи станут меньше держать подозреваемых в СИЗО, потому что их выгода от этого снизится.

Допустим, следователь продержит человека в СИЗО три года, при пересчете это превратится в четыре с половиной года, а на суде человеку назначат, например, шесть лет колонии.

Станет меньше смысла в запугивании обвиняемых длительными сроками за решеткой.

У этого закона есть и слабые стороны. Например, то, что исключили , — это неправильно. Мы знаем, что эта статья — резиновая. Люди, которых нужно лечить, вместо этого останутся сидеть в тюрьме.

Генри Резник

вице-президент Федеральной палаты адвокатов

Закон поддерживаю. Условия в СИЗО тяжелее, чем в колонии. Пребывание там должно засчитываться по справедливости. Я думаю, этот закон должен вполне хорошо работать.

Если судья увидит, что человек уже отбыл достаточное наказание в СИЗО, она может дать ему такой срок, чтобы отпустить его. Никакой проблемы я в этом не вижу. Тем более что речь идет о правах людей, которые совершили не столь опасные преступления.

Важно учитывать их состояние и то, что они уже пробыли очень тяжелое для них время в изоляторе.

Алексей Бушмаков

адвокат «Зоны права» — организации, защищающей права осужденных

Закона ждали многие заключенные, которые провели много времени в СИЗО и сейчас отбывают наказание. Правда, неприятно — и адвокатам и заключенным, — что новым законом осужденные поставлены в неравное положение. Для лиц, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, новые правила не действуют.

Не могу исключить, что люди сейчас будут даже стремиться попасть в СИЗО, чтобы побыстрее отбыть наказание, а судьи со временем начнут это тоже учитывать — и сроки приговоров будут расти.

Думаю, по этому закону отпустят примерно 15 процентов заключенных, которые сидят в колониях-поселениях и колониях общего режима. Это, конечно, хорошо, но я уже знаю в российских регионах одиозных лидеров преступных группировок, которые готовятся к освобождению. В целом «преступная общественность» очень рада. Многие родственники клиентов мне уже звонят и просят начинать пересчет.

Ольга Романова

руководительница правозащитной организации «Русь сидящая»

Этот закон полезен — вообще-то это «ура». У нас следователи прямо говорят подозреваемому: давай быстро признавай вину и уезжай на зону, там тебе будет полегче, а для невиновных следствие идет очень долго.

Такой же , кстати, по инициативе [сидевшей в тюрьме в России и на Украине] Надежды Савченко моментально был принят на Украине. Она предлагала принять его, еще когда сама сидела в [российской] тюрьме. С тех пор тюремное население Украины снизилось вдвое. Было 122 тысячи заключенных, а осталось 56 тысяч — там плюс ко всему еще и были декриминализированы экономические статьи.

Сколько людей выйдет из тюрьмы в России, до конца не понятно. Думаю, после принятия закона из тюрьмы выйдет примерно сто тысяч человек. А что касается людей, которые сидят за особо тяжкие преступления вроде серийных грабежей или убийств, — они пусть посидят.

Алексей Федяров

управляющий партнер в юридической компании CG Status

Я раньше работал начальником следственного отдела в прокуратуре в Чебоксарах. А потом по обвинению в мошенничестве пробыл год под домашним арестом, четыре месяца в СИЗО и год и три месяца в колонии общего режима.

Я считаю, что такой закон был нужен, но в его нынешнем виде это подделка. В России СИЗО представляют собой колонию особого режима, тюрьму строгого содержания.

Было бы справедливо, если бы засчитывался день в СИЗО за два в колонии общего режима и за полтора — в колонии строгого режима. Но строгий оставили, как он и был, день за день.

Теперь день домашнего ареста будет засчитываться как полдня содержания под стражей. Это просто абсолютный бред, это новый, совершенно неожиданный инструмент давления на бизнес. Человека ведут под домашний арест и говорят: «Ты сейчас год просидишь, а тебе зачтут только полгода».

Обрадовались этому только решалы от правоохранительных органов. Для них это отличная возможность особым образом разговаривать с бизнесменами, которые оказались под домашним арестом.

Вы еще увидите, как бизнесмены будут проситься в СИЗО из домашнего ареста, чтобы быстрее шел срок наказания.

С какого перепуга исключили 228-ю статью? Это же общероссийская беда, больных людей суют в тюрьму как сбытчиков, хотя они ими не были. Закон абсолютно недоделанный, неэффективный, и ничего, кроме возмущения, он не вызывает.

Источник: https://meduza.io/feature/2021/07/13/prestupnaya-obschestvennost-ochen-rada

День за полтора. Госдума внезапно одобрила новые правила зачета срока, проведенного в СИЗО

Новое в законах о заключенных

Законопроект о перезачете срока содержания в СИЗО был внесен в Госдуму в июне 2008 года. Одним из его авторов была Татьяна Москалькова, которая сейчас занимает пост уполномоченного по правам человека.

«В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким как в тюрьмах», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Авторы документа даже цитировали решения Европейского суда по правам человека, который указывал, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий назначенного судом наказания. Поэтому было предложено изменить существующий порядок, когда день в СИЗО приравнивается ко дню в колонии.

«Что это значит: что человек на этапе нахождения в СИЗО претерпел более тяжелые условия содержания под стражей, чем он должен был претерпеть с учетом того, что вынес ему суд.

В СИЗО не допускаются длительные свидания, невозможна работа человека, и, конечно, разница между нахождением в СИЗО и в колонии-поселении, куда могут приезжать родственники, где может человек зарабатывать, выплачивать долг, алименты, совершенно разная», — объяснила Москалькова «Медиазоне» необходимость принятия законопроекта.

Новые правила расчета срока наказания

В колонии общего режима и воспитательной колонии: день в СИЗО равен полутора дням в колонии.

В колонии-поселении: день в СИЗО равен двум дням в колонии-поселении.

Старый принцип «один к одному» сохранится только для тех, кого приговором суда отправили в тюрьму, колонию строгого или особого режима.

Срок домашнего ареста по УПК до сих пор приравнивался к сроку в СИЗО из расчета день в день. Теперь один день под домашним арестом будет равен половине дня в СИЗО и половине дня лишения свободы. Тем, кто уже находится в колонии, увеличивать срок (из-за понижающего коэффициента 0,5) не будут — УК запрещает ухудшать условия при принятии новых законов.

Пересчитать сроки в сторону уменьшения тем, кто отбывает наказание, должны будут в ближайшее время. За три месяца после вступления закона в силу будут пересчитаны сроки заключеным в воспитательных колониях и колониях-поселениях, за полгода — все остальные.

Но есть исключения

После первого чтения в законопроект добавили перечень статей УК, по которым срок вне зависимости от режима колонии будет учитываться по коэффициенту «один к одному»: терроризм (205–205.

5 УК), захват заложников (части 3 и 4 статьи 206 УК), угон самолета, судна или поезда (часть 4 статьи 211 УК), госизмена (275 УК), шпионаж (276 УК), международный терроризм (361 УК).

Помимо этого, по статьям о посягательстве на жизнь чиновника или общественного деятеля (277 УК), захвате власти (278 УК), вооруженном мятеже (279 УК) и нападении на лиц под международной защитой (360 УК) правило «один к одному» будет применять в случае, если эти преступления «сопряженные с осуществлением террористической деятельности».

Никакого перезачета сроков также не будет для осужденных по статьям о хранении наркотиков в крупном и особо крупном размере (части 2 и 3 статьи 228), производстве и сбыте (228.1 УК) и хищении наркотиков (229 УК).

Кроме того, день в СИЗО будет зачитываться за один день назначенного срока наказания при «особо опасном рецидиве преступлений» и для осужденных, которым смертную казнь заменили на пожизненный срок или 25 лет лишения свободы.

Если уже после отправки в колонию осужденного поместили в штрафной или дисциплинарный изолятор (либо помещение камерного типа), то дни такого наказания также будут заново пересчитаны «один к одному».

Исходя из текста законопроекта, это означает увеличение общего срока наказания, если к осужденному применили взыскание (дни в ШИЗО будут «вычитаться» из срока, перезачтенного после СИЗО).

Как эта мера будет применяться на практике, при обсуждении документа в Госдуме не объяснили.

Законопроект долго лежал на полке, но был срочно одобрен

Первого чтения документ ждал семь лет — оно состоялось еще в феврале 2015 года. Уже тогда все ждали, что либерализация зачета сроков состоится в ближайшее время. Но затем документ снова отправился на полку.

Вспомнили о нем в июне 2021 года, когда комитет по законодательству рассмотрел новую редакцию и вне очереди включил его в программу рассмотрения. Соавтор законопроекта и глава комитета Павел Крашенинников, выступая на заседании, напомнил, что документ рассматривался 10 лет.

«Совершенно очевидно, что у нас условия содержания в следственных изоляторах достаточно тяжелые», — сказал депутат, добавив, что иногда условия в СИЗО сравнивают с пыточными.

«У нас ситуация не применительно к конкретному приговору и конкретному человеку. Мы хотим сделать универсальную систему, с тем, чтобы не было истории, когда мы по амнистиям выпускаем по одним и тем же составам [преступлений] каждый раз. Получается ситуация: мы тащим туда людей — потом выпускаем», — объяснил Крашенинников.

С чем связан вовзрат к обсуждению законопроекта именно сейчас, он не сказал, ограничившись коротким выступлением. Скольких осужденных коснется новый законопроект, Крашенинников не уточнил, ранее он замечал, что речь идет о «значительном числе».

Позже он сказал «Медиазоне», что, «по предварительным данным, пересчeт коснeтся более сотни тысяч» заключенных.

В разговоре с «Медиазоной» Татьяна Москалькова предположила, что рассмотрение законопроекта затянулось из-за правил перерасчета сроков. «Позиции были разные у Минюста и Генпрокуратуры.

Расходились они в вопросах этапности введения этого закона с учетом большой затратности на перерасчеты. Нужно перерасчитать сроки нахождения достаточно большого количества людей. Обсуждался вопрос о режимах.

Я бы, конечно, поддержала [пересчет] не только колонии-поселения и общий режим, но и строгий», — сказала она.

Во втором чтении законопроект приняли единогласно — его поддержали все 395 депутатов, присутствовавших в зале. Крашенинников сказал, что в третьем чтении он будет принят уже на следующий день, 21 июня. Затем он отправится в Совет Федерации и на подпись президенту.

Исправлено 28 июня в 15:15. Исправлены правила перезачета срока домашнего ареста.

Обновлено в 17:58. Материал дополнен комментарием Павла Крашенинникова.

Источник: https://zona.media/article/2021/06/20/counter

1 апреля Президент подписал закон об отбывании осужденными наказания по месту жительства

Новое в законах о заключенных
an_babushkinМноголетняя борьба правозащитников и Уполномоченного о правам человека в России Татьяны Москальковой увенчалась успехов:  1 апреля 2021 года Президент России подписал закон о внесении изменений  в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.

Это позволит многим тысячам осужденных отправиться отбывать наказание вблизи от дома.

В настоящее время порядок отправки осужденных к месту отбытия наказания определен  ст. 73 УИК РФ. Эта статья делит всех осужденных к лишению свободы на несколько категорий:

  1. Те, кто осуждены за «обычные» преступления и остаются отбывать наказание в субъекте по месту жительства или месту осуждения. У этих осужденных почти нет проблем, кроме  случаев, если они проживают в обширном регионе и колония, куда они попали, находится на значительном удалении от места жительства их семьи, либо за время отбытия ими наказания семья переехала в другой регион.

  1. Те, кто были осуждены за обычные преступления, однако их месту жительства отсутствуют колонии соответствующего вида режима, либо нет вообще никаких колоний (как в Москве, Ингушетии, Севастополе или на Чукотке). Их направляли в учреждения УИС другого региона, но не ближайшего, а любого.

  1. Те, кто были осуждены к отбытию наказания в воспитательных колониях. Их по наряду ФСИН направляют в колонию, закрепленную за данным субъектом РФ.

  1. Наконец, те, кто осужден за:

– преступления террористической направленности, похищение человека, участие в НВФ, бандитизме, участии в преступном сообществе, государственной измене, вооруженном захвате власти, организации экстремистского сообщества или экстремистской организации, посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизацию деятельности исправительного учреждения;
– к пожизненному лишению свободы либо кому смертная казнь была заменена лишением свободы;
– приверженные идеологии терроризма, оказывающие негативное влияние на других осужденных;
– осужденные при особо опасном рецидив преступлений
и направляются для отбытия наказания в места, определяемые ФСИН России (ч. 4 ст. 73 УИК РФ).

Законодательством создавалось 2 проблемы, связанных с отбытием накащания по месту жительства:

– осужденные, кроме тех, кого мы отнесли к первой группе, не могли рассчитывать на то, чтобы для отбытия наказания их направили в учреждения, доступные для их родных и близких;        
– те, кто уже попали в дальние для них регионы  либо те,  чьи семьи переехали, либо те, у кого эти семьи возникли, не могли рассчитывать на перевод в другой регион.

Статья 81 УИК РФ жестко определяла круг критериев для перевода из одного учреждения в другое:

– реорганизация учреждения;
– обеспечение безопасности осужденного;
– невозможность отбывать наказание в данной местности по состоянию здоровья.

Из тех, кто просил о переводе, под эти критерии подпадали не более 10 % осужденных.

Правда, та же статья 81 УИК РФ позволяла переводить осужденных и в «иных исключительных случаях». Однако понимание того, какой случай исключительный, а какой нет у ФСИН, правозащитников и прокуратуре разошлись.

Так, правозащитники и ФСИН считали, что необходимость перевода осужденного к месту жительства его  супруги, детей и родителей носит исключительный характер, так как защита семьи гарантирована Конституцией РФ,  а уважение к семейной  жизни – ст.

8 Конвенции прав человека и основных свобод.    

Совсем иная была позиция прокуратуры.  В переводе осужденного в другое учреждение прокуратура усматривала не проявление уважения к семье, а проявление коррупции.

Поэтому к 2009 году  перевод осужденных из одного региона в другой стал носить единичный и исключительный характер и за каждым таким случаем бдительно следили зоркие прокуроры.

1 апреля (и это не шутка!) Президентом был подписан Федеральный Закон 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный Кодекс РФ».

Как меняется порядок направления для отбытия наказания осужденных к принудительным работам (ПР)?

– если по месту жительства осужденного к ПР отсутствует Исправительный центр (ИЦ), либо ИЦ имеется, но привлечеие в нем к труду осужденного невозможно, осужденный направляется в наиболее близко расположенный ИЦ, где имеются возможности для его  размещения.   
– по заявлению осужденного к ПР или по заявлению его близкого родственника, но с его согласия, по решению ФСИН России при наличии возможности размещения (привлечения к труду) в Исправительном центре, расположенном на территории субъекта, где проживает его близкий родственник, он может быть направлен в данный ИЦ, а при  отсутствии такой возможности – другой ИЦ наиболее близкий к месту жительства его близкого родственника (ч. 2-1 ст. 60-1 УИК РФ).

В каком случае становится возможным перевод осужденного к ПР из одного ИЦ в другой? – 1)  в случае  болезни осужденного, 2) для обеспечения его личной безопасности, 3) при реорганизации или ликвидации ИЦ, 4) иных исключительных обстоятельствах, препятствующих  осужденному находиться в данных учреждениях; 5) по заявлению осужденного либо с его согласия по заявлению близкого родственника  ФСИН России осужденный 1 раз за период отбытия наказания в ИЦ, расположенный в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник, либо при отсутствии возможности размещения в таком ИЦ, – ближайший в месту жительства близкого родственника, если там имеются условия для его привлечения к труду (ч.ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ).

В каком случаем осужденный не подлежит переводу из одного Исправительного Центра в другой либо из одной исправительной колонии в другую? – Если в пути следования может наступить окончание срока наказания (ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ, ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

Кто оплачивает следование осужденных в ИЦ, куда они переведены по заявлению для приближения к месту жительства близких родственников? – Они сами, при этом в ИЦ они следуют самостоятельно (ст. 60-2 УИК РФ).

Каким образом следуют к месту отбытия в ИЦ наказания осужденные, которым назначено наказание в виде исправ. работ, либо неотбытый срок наказания заменен исправ работами, либо, которые переводятся из одного ИЦ в другой не по заявлению о приближении к месту жительства родственников? – Самостоятельно за счет государственных средств.

Как изменился порядок направления осужденных в другой регион по состоянию здоровья или для обеспечения их личной безопасности в регион не по месту их проживания? – Теперь их согласие на направление в такой регион должно письменным (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Как меняется порядок направления осужденного в исправительное учреждение, если по его месту жительства отсутствует учреждение, где есть условия для его размещения? – Он направляется в исправительное учреждение наиболее близко расположенного субъекта РФ, где есть условия для его размещения (ч. 2 ст. 73 УИК РФ).

Каким образом осужденный к лишению свободы может быть переведен для приближения к месту жительства близких родственников?

– по заявлению осужденного к лишению свободы или по заявлению его близкого родственника, но с его согласия, по решению ФСИН России при наличии возможности размещения в Исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта, где проживает его близкий родственник, он может быть направлен в данное ИУ , а при  отсутствии такой возможности – другое ИУ наиболее близкий к месту жительства его близкого родственника (ч. 2-1 ст. 73 УИК РФ).

В каком случае осужденный к лишению свободы по статьям, не указанным в ч. 4 ст.

73 УИК РПФ, может быть переведен в другое исправительное учреждение? – 1)  в случае  болезни осужденного, 2) для обеспечения его личной безопасности, 3) при реорганизации или ликвидации ИУ, 4) иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном учреждении; 5) по заявлению осужденного либо с его согласия по заявлению близкого родственника ФСИНом России в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник, либо при отсутствии возможности размещения в таком учреждении – ИУ, расположенное  в ближайшем в месту жительства близкого родственника субъекте РФ, если там имеются условия для его привлечения к труду (ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

В каком случае осужденный к лишению свободы за преступления террористической направленности, похищение человека, участие в НВФ, бандитизме, участии в преступном сообществе, государственной измене, вооруженном захвате власти, организации экстремистского сообщества или экстремистской организации, посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизацию деятельности исправительного учреждения, может быть переведен в другое исправительное учреждение? – «По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы» (ч. 2 ст. 81 УИК РФ).  

Когда вступает в действие Федеральный закон 96-ФЗ? – в течение 180 дней после 1 апреля 2021, то есть, если мы правильно посчитали – 28 сентября 2021 года.

Однако следует иметь в виду, что ФСНР России предстоит  разработать 2 приказа о порядке перевода осужденных к принуд. работам и к лишению свободы из одного учреждения в другое.

СПЧ во ФСИН  России запрошены проекты соответствующих приказов. 

an_babushkinОдним из источником заражения граждан коронавирусом covid-19 является зараженность вирусом поверхностей, наиболее часто соприкасающихся с руками человека. В частности, на стекле вирус живет 9 дней, а на металле – около 2 дней.

Тем большее значение получает выявление тех объектов,  что наиболее часто соприкасаются с руками человека, на которых наиболее высок риск вируса  covid-19.

По нашему мнению, такими объектами являются ручки входных дверей на станциях метрополитена.

По нашим наблюдениям, в час  пик, одна дверная ручка контактирует до 300 рук человека.

1 апреля 2021 года по моему поручению моим помощником Казаряном Г.Э был проведен мониторинг санитарной обработки дверных ручек на станциях метро  Отрадное, Владыкино и Бабушкинская в части  противодействия короновирусной угрозе

Довожу до Вашего сведения результаты мониторинга обработки дверных ручек в районе Отрадное-Владыкино-Бабушкинская.

РайонНачалоКонецВремя помывки дверных ручек
Отрадное (со стороны Декабристов)15:0516:05Не разу
(сотрудник сообщил о том, что мыли примерно в 14:30)
Владыкино (со стороны Отрадного)16:3017:301 раз, 17.20
Бабушкинская (со стороны трамвайны путей)18:5019:50Ни разу

Прихожу к выводу о том что руководству ГУП «Мосметрополитен» об эпидемии короновирусной инфекции не известно.
Считал бы необходимым:

  1. Поручить ГУП «Метрополитен», иным транспортным предприятиям города Москвы ввести регулярную обработку элементов дверных конструкций Метрополитена и транспортных средств, которые контактируют с руками пассажиров, каждые 10 минут (в метро), после прибытия на конечную станцию (в наземном транспорте) либо после смены пассажиров (в такси).
  2. Поручить торговым предприятиям города, банкам и иным организациям, оказывающим услуги населению, каждые 20-30 минут проводить обработку элементов дверных конструкций, которые контактируют с руками посетителей

Page 3

?

|

an_babushkinЗаседание Правления Комитета  за гражданские права от 2 апреля 2021 года
(в режиме ВКС с использованием ресурса «Zoom»)

Решения Правления.

  1. О работе Комитета в условиях пандемии короновируса.

Правление решило:
1.Перевести работу Комитета в основной на заочный режим.

  1. Организовать проведение мероприятий, предусмотренных планом работы Комитета, в заочном режиме через систему «ЗУМ»
  2. Создать горячую линию реагирования на нарушение прав граждан (отв. – дежурный по Комитету и помощники Председателя Комитета) на тел. 8-499-478-95-15.
  3. Продолжить прием в очно- заочной форме предусмотрев:

– явку заявителя только в экстренном случае, при  условии что заявитель настаивает на явке и не обнаруживает признаков инфекции;
– работу с заявителем по телефону, скайпу или через систему «Зум»

  1. Директору Комитета составить список сотрудников и волонтеров для подачи заявки на выдачу пропусков в случае их ведения.
  2. Наладить сотрудничество  с горячей линией СПЧ «права2021.РФ».
  3. Председателю и директору Комитета разработать перечень дополнительных мероприятий и утвердить их.  
  4. Практиковать выдачу заключений о риске нахождении в СИЗО человека при наличии у него определенных заболеваний в условиях пандемии короновируса.   
  5. Наладить проведение регулярных вебинаров по тематике гранта; определить тематику вебинаров (отв. С.В. Виноградов).
  6. Провести мониторинг работы сайтов гос. органов на предмет приема ими заявлений граждан, сориентировав на это волонтеров Комитета, снабдив их методикой проведения мониторинга  (координатор- С.В. Виноградов)
  7. Д. Набиулину представить доклад по проведенному мониторингу сайтов Министерств.

5. О создании отделения Комитета за гражданские права в Республике Дагестан.
5.1. Создать в Дагестане отделение Комитета за гражданские права.
5.2. Поручить  проведение учредительного собпания отделения Ахмедову Алиасхабу Ахмедудиновичу.
5.3. Назначить  Ахмедова Алиасхаба Ахмедудиновича представителем Комитета за гражданские права в Республике Дагестан.
5.4. Поручить Ахмедову  А.А.
– установить контакты  с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными органами, организациями и учреждениями, общественными объединениям;
–  3 месячный срок направить Правлению Комитета:
а) списка членов отделения;
б) протокол учредительного собрания отделения;
в) проект Положения об отделении для утверждения. .

6. О подписке на «Российский тюремный журнал».

Перенести на следующее заседание Правления.

Председатель Комитета

А.В. Бабушкин

Ответственный секретарь Правления, директор Комитета

А.В. Долгов 

Источник: https://an-babushkin.livejournal.com/1102316.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: